Научно-техническое сопровождение строительства и интерактивное управление проходкой активно применялись при строительстве восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Инновация стала победителем конкурса передовых технологий Тоннельной ассоциации России, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро.
«Возведение станции «Печатники» и двухпутного перегонного тоннеля до станции «Нагатинский Затон» велось в сложных инженерно-геологических условиях: рядом с действующей станцией «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии и рекой Нищенка. При сооружении тоннелей проводились геодезические наблюдения за деформациями дневной поверхности и георадиолокационное обследование с целью выявить протечки из коллектора, в который заключена река Нищенка», – заявил Андрей Бочкарёв.

Глава Строительного комплекса уточнил, что обследование с использованием низкочастотного георадара велось перед началом строительства и после завершения тоннелепроходки, при этом сигналов о наличии протечек не было зафиксировано.
«В зоне пересечения тоннелей метро проводилась оценка состояния грунтового массива по технологии радиоволновой геоинтроскопии (РВГИ), которая позволяет фиксировать изменения электрических характеристик среды в пространстве между действующими и строящимся тоннелями. С помощью РВГИ можно на ранних стадиях выявить и локализовать развитие негативных технологических и природных процессов, влияющих на надежность сооружений», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов добавил, что в процессе сооружения тоннелей восточного участка БКЛ проводилось также интерактивное управление параметрами работы тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).
«Технологические параметры работы ТПМК находились под постоянным контролем. В режиме реального времени корректировалось давление пригруза щита, что позволило минимизировать осадку грунта, у коллектора реки Нищенка она составила всего 4,2 миллиметра», – отметил Юрий Кравцов.

Глава холдинга подчеркнул, что применение научных методов геотехнического контроля позволило обеспечить конструктивную надежность и дальнейшую безопасную эксплуатацию сооружений станции «Печатники» БКЛ, станции салатовой ветки и коллектора реки Нищенки и при этом обойтись без привлечения дополнительных ресурсов, а также избежать увеличения сроков строительства.
Юрий Кравцов напомнил, что за внедрение системы интерактивного управления технологическими параметрами проходки Группа компаний «Мосинжпроект» стала победителем в номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации поземных сооружений» конкурса «За лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений» Тоннельной ассоциации России.
В состав восточного участка БКЛ протяженностью порядка 11 км, помимо «Печатников», входят станции «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» и «Текстильщики».
Создание Большой кольцевой линии – главный проект отечественного метростроения. Ее длина составляет более 70 км, здесь расположена 31 станция. Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена, платформы МЦК и МЦД.
Ранее Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии метро.
«Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему, и позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущее транспортной системы. Это, конечно, огромный и важный проект», – отметил Сергей Собянин.

Фото: АО «Мосинжпроект»